Ни для кого не секрет, что литература и история тесно связаны. Чарли Чаплин даже говаривал, что поэтическое восприятие истории важнее фактов. Что-то в этом есть, и всё же очень любопытно, какими они были на самом деле - реальные исторические персонажи.
В нескольких произведедниях школьной программы фигурирует один из самых противоречивых русских царей - Иван Грозный. Известно о нём многое: и о крутом нраве, и о невероятной набожности, и о стратегическом гении.
Очень неожиданным для меня оказался вот такой штрих к портрету:
царь Иоанн, будучи литературно одарённым человеком (о его публицистике написаны тома исследований), был автором... молитв.
Вот что об этом сообщают исследователи:
Интерес Ивана Грозного к гимнографии хорошо известен: сохранилось свидетельство того, что во время освящения в 1564 г. собора в Никитском монастыре в Переяславле Залесском «сам же государь пел на заутрени и на литургии». Кроме того, в современной медиевистике принято считать, что царь не только пел церковные службы, но и создавал гимнографические тексты. К настоящему времени перу Ивана Грозного приписывается пять таких сочинений, авторство которых в разной степени доказано или предполагается в качестве научной гипотезы: Канон Ангелу Грозному воеводе, Молитва Иисусу Христу и архангелу Михаилу, Стихиры митрополиту Петру и Сретению Владимирской иконы Божией Матери и Тропарь и кондак на перенесение мощей Михаила Черниговского. В заглавиях большинства этих текстов, бытующих в рукописной традиции, читаются ремарки об их принадлежности особе царской крови (иногда, правда, лишь в одном или нескольких списках): «Творение царево», «Творение царя Иоанна, деспота Российскаго», «Творение Ивана, богомудраго царя, самодержца Российскаго» и др. Самое значительное и известное из этих сочинений «Канон Ангелу Грозному, воеводе» подписано литературным псевдонимом Грозного – именем Парфения Уродивого: царственный автор, укрываясь под вымышленным именем, иронически называл себя «девственником». Как писал Д. С. Лихачев, построенный по канонической схеме, с сохранением традиционных тем, положенных для входящих в него песнопений, Канон в действительности посвящен лишь одной теме – смерти – и тем отступает от традиционной формы. Вообще, при всей формальной традиционности большинства гимнографических сочинений Ивана Грозного исследователи отмечают своеобразие их текстов (а иногда – и напева), что определяет несомненное наличие в них момента авторского творчества.
Источник: Библиотека литературы Древней Руси / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-. / Т. 11